🍀 ...Продолжая мифическую тему (https://vk.com/wall11606170_2037)
✍🏻 ...Карлфрид Дюркгейм (немецкий психолог, психотерапевт и философ) утверждал, что природа каждого из нас обладает жизненной мудростью, что все мы являемся воплощением мистической силы жизни, которая создала всё вокруг и сотворила нас самих в утробе матери.
✨ Мудрость живёт внутри нас и воплощает энергию этой силы, которая растекается (нами) во времени и пространстве.
Эта сила предназначена для какой-то определённой миссии, но, если ум привязывается к миру объектов, ментальным конструкциям и сиюминутным проблемам, энергия не способна свободно изливаться вовне. Тогда мы заболеваем.
☝🏻 Путь к здоровью – в прозрачности для трансцендентного.
🔹 Эта идея – принципиальная основа моделей исцеления, ориентированных на целостный подход. Трудность, пожалуй, только в повседневном ощущении трансцендентного и очевидной связи с ним.
Откуда бы взять это ощущение?
А это и есть главная функция мифа.
🔹 Эта функция – как бы крыша здания, построенного для того, чтобы объединить в субъективном переживании человека предчувствие источника его существования и конкретные формы поведения, которые базируются на знании об этом источнике.
Миф призван организовать систему координат, внутри которой пребывает восприятие и быт человека. Это создаёт связь с тем, к чему мы имеем отношение, но что существует вне диктата времени и материи.
«Божество, которому вы поклоняетесь, станет прозрачным стеклом для трансцендентного света и его имя не имеет значения».
Вообще, кажется, что с этим всё просто: речь идёт о вере или о представлениях о том, как устроен мир – у кого их нет? Вопрос в том, насколько глубока эта вера и насколько представления согласованы и не противоречат друг другу.
А с этим не всегда полный порядок.
🔸 В девятнадцатом - двадцатом веках прогрессивный человек искренне верил в Науку.
Соотнесение себя с её законами, как истиной вне времени (что является признаком мифа), помогало определить смысл жизни, её цель и перспективу, объяснить происходящее, организовывать чувства, определять этические рамки и регулировать отношение к предельным субъективным феноменам - рождению и смерти. Социальные институты в построении своих механизмов опирались на научные данные и утверждения. Поведение отражало рациональный подход.
Через науку человек мог осознать и ощутить себя частью Вселенной, одной из её мыслящих форм. Это ощущение связи или единства, - просто ощущение, а не анализ, - позволяло почувствовать контекст индивидуального бытия.
Вот, это и есть трансценденция, а, так же, пример мифа и веры.
Интересно наблюдать, как обходится история с этим богом современности.
✍🏻 Джозеф Кэмпбелл видел здание мифологии четырёхэтажным, по числу функций:
🔹 Первая, самая глубокая и таинственная функция заключается в том, чтобы «вызвать в человеке чувство признательности и жизнеутверждающего благоговения перед чудовищной тайной, которой является наше существование».
Чудовищная Тайна.
🔹 Проблема этой встречи с чудесным заключается в том, что миф предлагает сперва принять жизнь, исходя из её правил, таковой, какова она есть. Жизнь питается жизнью – вот её фундаментальный закон. Смерть, как это ни парадоксально, является основой для существования. Органы жизни эволюционировали так, чтобы чужая смерть питала и поддерживала жизнь их обладателя.
Задача, которую призван разрешить миф – не просто примирить сознание с этим фактом, «но сделать так, чтобы при этом человек мог испытывать благодарность, любовь, осознание блаженства. В горечи и боли признать, что жизнь прекрасна и полна чудес».
Миф предлагает человеку увидеть себя частью жизни за рамками линейного хода времени и драмы созидания и разрушения материальных форм. Он предлагает человеку увидеть себя связанным с началом Творения, существующим в постоянной трансформации бесконечной (и безначальной) жизни, участником одного из вечных сюжетов… и признать весь диапазон сопутствующего опыта.
Боль и фрустрация неизбежны, но они вполне терпимы, если в терпении есть смысл. А смысл - следствие контекста.
Вторая функция мифологии заключается в том, чтобы развернуть перед нами такой образ Вселенной, который будет вызывать и поддерживать чувство благоговения, в силу осознания её (Вселенной) великой гармонии.
Образ Вселенной.
🔹 Люди искусства могут пробудить через объекты своего труда особенное чувство, это чувство связи с неуловимой реальностью большего объёма, пребывающей в состоянии собственного законченного, невозмутимого совершенства.
«Предметы искусства показывают вам привычные объекты так, что их вдруг словно окружает сияние, вы попадаете в «плен эстетики»».
Это ощущение будто бы указывает на существование всеобщей связи. Оно трансцендентно. Это намёк на космический Образ.
Для поддержания чувства мистического благоговения, образ космоса должен быть убедителен, давая объяснение всему, с чем приходится сталкиваться в той вселенной, которая нас окружает. Это снижает тревогу и позволяет, - приняв правила образа, - «примириться» с жизнью, как она есть, существованием в целом, сознанием, ожиданиями и смертью.
Третья функция мифа позволяет получить представление о такой форме общественных отношений, которая бы вносила космический порядок в жизнедеятельность человека.
Совершенный порядок.
🔹 Человек имеет своё естественное место в структуре мироздания, и нет большего счастья, чем пребывать с ним в соответствии и играть свою роль.
Однако, состояние души и быта индивидуума являются следствием общественной структуры, которой он принадлежит, а, значит, общество должно быть организовано так, чтобы отражать принципы космического устройства.
Миф обрисовывал контур гармоничной социальной системы, построенной на общих для всех представлениях о космической картине мира, её добре и зле, поощряемом и постыдном, уместном или неуместном.
Ценность установок, которые поддерживали единственно верную форму существования не подлежала сомнению и не подвергалась критике. Тот, кто восстаёт против космического порядка по определению является агентом (…Путина… простите... 🤦♂) хаоса и подвергает угрозе всё общество. А в этом нет ничего хорошего.
Человек должен был принять свою роль со всеми её радостями и болью. Взамен общественный порядок наделял индивидуальный быт каждого человека глубиной, смыслом и посмертной перспективой.
А, вот, четвёртая функция мифологии является психологической или, как её называл Дж. Кэмпбелл – педагогической.
Путь Героя.
🔹 Миф призван стать опорой человеку в его путешествии через все этапы его жизни, от рождения к зрелости, через преклонные годы – к смерти. Миф акцентирует внимание на неизбежных кризисах этого пути и в символической форме рассказывает о том, что ждёт путешественника и с чем ему суждено встретится на особенно судьбоносных участках, связанных с изменениями тела, общественной роли и сознания.
Миф даёт рекомендации и выступает проводником, когда возникает необходимость найти новый душевный баланс, поскольку тревога или дискомфорт прежнего внутреннего образа становятся невыносимыми.
Миф, насколько это возможно, разрешает проблему эго человека, реформа которого (душевный труд) продолжается всю жизнь, и только изредка дарит моменты гармонии и покоя.
Эта мифологическая функция чем-то похожа на техническую инструкцию в символических образах определённой социальной группы, в соответствии с её обычаями, представлением о космосе и о чудовищной тайне.
🔸 Сейчас, учитывая динамику времени, немного странно говорить об устойчивых обычаях и вряд ли многие поддержат мысль, что какая-либо из существующих культурно-экономических систем является воплощением мировой гармонии.
Да и что это, такая гармония? Как устроен мир?
Конечно, отсутствие ответов на эти вопросы лишает человека глобального контекста, делает поиск трансценденции индивидуальной проблемой и оставляет без защиты перед фактом неизбежного конца.
Да, зрелость в поле такой безответной культуры грозит разочарованием.
Да, построение эго-идентификации в атмосфере поиска национальной идеи, гибких моральных стандартов и разнообразных, но не надёжных моделей успеха - непростая задача.
🔹 Возвращаясь к началу текста, говоря о целостности можно отметить, что для её реализации человек, в течение своей жизни, должен успешно преодолеть кризисные точки роста. Это необходимое условие – в кризисе (душа совершенствуется) зреет и развивается набор качеств, необходимый и достаточный для целостности, как состояния… исцелённой души.
Для этого необходимо обратиться к пути Героя, осознанно пройти через все его этапы и уловить связь испытаний и вызовов в собственной судьбе с общечеловеческим пульсом прохождения цикла жизни.
Это, кстати, пульс Чудовищной Тайны.
🔆 Трансценденция и благоговение где-то рядом.
Вот, этим мы и займёмся.
#КПП #Курс_ТОП