Об Атомном Сердце ☝. С удовольствием прошёл популярную ныне игруху Atomic Heart от российских разработчиков, игруху про мир процветающего в альтернативной вселенной социализма, созданную при содействии российско-китайского капитала. Кстати, в Cyberpunk 2077, СССР тоже был живее всех живых. Хм, что бы означали такие фантазии? Вобщем, очень захотелось поделиться впечатлениями. Начну с того, что для меня это просто бальзам, мир игры – идеально-процветающий Советский Союз – погружает в давно забытое состояние души: ощущение осмысленного существования в рамках общества с общими ценностями, с ясным представлением о будущем, понятными критериями и перспективами развития человечества. Обществом, занятыми построением новой культуры, построенной людьми ради людей. Надо сказать, это хорошее напоминание о том (…воспринятое, судя по реакции геймерской среды, на уровне тела), что общество обязано иметь свою мифологию и это не ментальная игра или экзотическая роскошь, а экзистенциальный ориентир, который придаёт смысл существованию, как зрелым представителям общества, так и подрастающему поколению... как минимум, потому что задаёт критерии зрелости. Что, кстати сейчас немалая, такая, проблема. Начиная с середины 80-х, чувство тревоги от «свободного падения человека в будущее», характерное для западной культуры, стало и нашим. Насколько можно судить, немало "освободившихся" таким образом людей оказались попросту потерянными. ✨ Свобода вообще, интересная штука. Она существует, только, как короткий, волнительный момент перед тем, как акт выбора сузит границы возможного до одного единственного выбранного пути, отметая остальные. Теория групповой динамики рассматривает феномен свободы ещё интереснее: свобода – это развилка между действием, к которому подталкивает ситуация (в лице людей и обстоятельств) или отказа от него. С точки зрения энергетической динамики, свобода, это способность обнаружить в себе волевой акт в критический момент. И, кстати, взять на себя ответственность за выбор. 🤷‍♂ Конечно, существует детская позиция, когда многообразие путей и ощущение свободы сохраняется за счёт отсутствия, собственно, акта выбора. Нерешительность, застой, прокрастинация, это, вот, всё… Правда, тогда пропадает смысл свободы, хотя у человека и остаётся её бестолковое (в плане созидательной активности) ощущение. Ну, и ещё можно не брать ответственность за выбор, что тоже лишит свободу всякого смысла. Цена ощущения свободы получается немалой, а результат такой оплаты – разрушительным. Я не к тому, что свобода – это зло :). Я к тому, что это относительная ценность. Лишь один из инструментов внутри мифологической картины мира, вокруг которого может с пользой строить реальность только подросток. Ему и положено. Сепарация. Так вот, в игре миф есть. Идеальный. Советский. Общество равноправных людей, которые заняты наукой и строительством, изменением окружающей действительности, чтобы сделать её благоприятной средой для раскрытия человеческого потенциала. Ну, и конечно же что-то пошло не так. Вот, где-то всплеснул руками Вильгельм Райх: «Я же предупреждал, что невротики уничтожат гармонию коммунистического общества!» А печальный Ильич, опередивший на пару десятков лет в практическом плане Курта Левина с его открытием групповой самоорганизации, вздыхает: «Это же очевидно, абсолютно очевидно, что при социализме накал классовой борьбы только обострится! При внешнем материальном благополучии мы будем бороться за личность человека, его дух». А дух отдельных представителей советского человека разработчики увидели в плачевном состоянии… Советские социальные технологии не смогли (или не успели) исцелить человека, а без этого роботы, космические корабли (летающие машины, компьютеры, мобильные телефоны, нейросети…) это только инструмент в руках запутавшегося в защитах, дефиците и разрушительных компенсациях клиента психотерапевта. Клиента, на каком-нибудь руководящем посту. Так ведь, коллеги…? Игра, конечно, щедро разворачивает сценарий последствий проваленного вызова. Интересно, что в одной из концовок на сцену вплывает кроваво-красная фигура, вызывающая строгие ассоциации с Никитой Сергеевичем Хрущёвым. Или это уже мои фантазии… Вобщем, спасибо авторам за чувство ностальгии. И хотя на протяжении всей игры сохраняется ощущение, что в тело советской альтернативной истории вкололи токсичный коктейль героев некоторых современных, спорных в художественном смысле, сериалов с их истерикой и обидами, клиповым мышлением и скудным эмоциональным набором, с матом вместо живой экспрессии… ...всё же в этот мир хочется вернуться. Вспомнить, что у человечества есть хотя бы потенциальный выход из тех конфликтов современности, которым, кажется, не видно ни конца, ни края.

Теги других блогов: игры Советский Союз Atomic Heart